Нейробиология Lifespan Integration®
Пэгги Пейс

Оригинал статьи: https://lifespanintegration.com/neuroscience-lifespan-integration-therapy/

Lifespan Integration® (LI®) - это революционная форма психотерапии, разработанная в первые годы 21 века. LI® объединяет новые разработки в области нейробиологии и самоорганизующихся систем с психологией привязанности и психологией архетипов.

 

Когда в 2002 году я обнаружила, как использовать жизненные нарративы моих клиентов таким образом, что они, казалось, изменяли их нейронную организацию и структуру, я начал изучать разработки в области нейробиологии, появившиеся в 1990-х годах. В этой статье кратко изложены мои гипотезы о нейробиологической основе Lifespan Integration®, первоначально описанные в моей книге 2003 года: "Lifespan Integration: Соединение  Эго-состояний во времени". За последние пятнадцать лет многие психотерапевты, работающие с Lifespan Integration®, проводили собственные неформальные исследования, используя различные шкалы для тестирования своих клиентов до и после LI®-терапии. Точные данные нейробиологии о том, как наша нервная система интегрирует новую информацию, все еще в значительной степени неизвестны, однако результаты официальных исследований Lifespan Integration® и наблюдения тысяч обученных LI®-терапевтов продолжают поддерживать мою первоначальную теорию о том, как и почему работает LI®-терапия. Более подробную информацию об опубликованных исследованиях можно найти на сайте lifespanintegration.com:   "About LI" > "Research".

 

 Тело-ум  человека - это сложная самоорганизующаяся система, которая, как и все самоорганизующиеся системы, следует определенным правилам. Самоорганизующиеся системы спонтанно реорганизуются при определенных условиях. Реорганизация самоорганизующейся системы — это не процесс наращивания одного слоя на другой, а скорее требует, чтобы система распалась и перестроилась. Это происходит в виде дискретных квантовых сдвигов. Каждый такой сдвиг приводит к большей согласованности и более эффективному функционированию системы. Для достижения оптимальных результатов при использовании LI® нам необходимо понять, как создать оптимальные условия для нейронной реорганизации. Мы хотим создать условия, которые выведут наших клиентов из гомеостаза достаточно надолго, чтобы их Я-системы реорганизовались. Для того чтобы мягко подтолкнуть Я-систему каждого клиента к реорганизации, нам нужно создать условия, которые оптимизируют нейронную пластичность. Этими условиями являются фокус внимания, оптимальная эмоциональная активация и повторение. Правило Хебба чаще всего резюмируется следующим образом: "Нейроны, которые возбуждаются вместе, соединяются вместе". Когда мы заинтересованы и увлечены, когда наше внимание сосредоточено на поставленной задаче, работает больше нейронов. Эмоциональная активация среднего уровня также повышает нейронную пластичность. Каждое повторение линии времени клиента усиливает паттерны возбуждения задействованных нейронных сетей и продолжает соединять эти сети с другими частями Я-системы клиента. Максимальное количество повторений линии времени во время каждой LI®-сессии усиливает нейронные паттерны возбуждения и способствует интеграции между нейронными сетями. Повторения также служат для того, чтобы провести Я-систему клиента через возрастающее количество сменяющих друг друга состояний, в итоге подталкивая систему к реорганизации в более стабильную и целостную структуру с более эффективным уровнем функционирования. Аллан Шор (2003) говорит нам, что "стабильность системы зависит от ее способности переходить от одного состояния к другому и таким образом существовать в диапазоне возможных состояний...".

 

Считается, что каждое воспоминание — это определенный паттерн возбуждения нейронов и связей между нейронными сетями, поэтому каждое воспоминание соответствует определенному я-состоянию.  Если терапевт удерживает клиента в рамках его окна толерантности (термин, введеный Дэниелом Сигелом) проводя его через все сдвиги состояния, вызванные повторениями линии времени LI®, это само по себе приведет к большей стабильности в Я-системе клиента. Проводя клиентов через многочисленные "путешествия» по их линиям времени, мы в то же время "проталкиваем" их через тысячи сдвигов состояний, одновременно "загружая" в их тело-ум достаточным количеством энергии и информации, чтобы заставить перейти на новый уровень организации. Большие сдвиги в нейронных состояниях могут быть разрушительными. Такие большие сдвиги иногда заметны, когда тело клиента слегка подергивается при переходе от одного воспоминания к другому. При работе с клиентами с фрагментированными Я-системами терапевты должны проявлять особую осторожность, чтобы ограничить количество активируемого материала и удерживать клиентов в рамках их окна толерантности. Слишком сильная активация может привести к нейронной дезорганизации, не направленной на реорганизацию. Нейронная реорганизация происходит, когда клиенты находятся внутри своего окна толерантности.

 

Сонастройка терапевта и обратная связь во время процесса позволяют квантовым сдвигам LI®-терапии происходить наиболее мягким образом. Во время и в перерывах между повторениями терапевт "контейнирует" "материал", который поднимается у клиента, и вносит необходимые интервенции. Например, между повторениями, терапевт может передать  клиенту информацию: "Все закончилось" или "Теперь ты здесь", или он может предложить  воображаемые действия  - например: "Представь, что ты держишь на руках свою младшую "я"  и смотришь ей в глаза". Сканирование мозга показало, что воображаемые действия возбуждают в мозге те же нейронные сети, что и сами действия. Краткие утверждения терапевта и направляемые воображаемые интервенции во время повторений и между повторениями линии времени клиента эффективно успокаивают клиентов и удерживают их в рамках их окна толерантности.

 

Согласованность Я-системы LI®-терапевта и способность терапевта оставаться сонастроенным с клиентом во время LI®-сессий - еще один критический фактор для эффективной LI®-терапии. Терапевт должен быть способен к саморегуляции и должен уметь "удерживать" или «контейнировать" материал, который появляется у клиента во время LI®-сессии. Аллан Шор (1994) говорит нам: "Мозг — это самоорганизующаяся система, которая во время раннего развития организует себя через взаимодействие с первичным опекуном". Дэниел Сигел (1999) говорит нам, что нейронная интеграция внутри развивающегося ребенка происходит через совместное построение автобиографического повествования ребенка. Это совместное построение обычно происходит со временем в диаде родитель-ребенок, начиная примерно с двухлетнего возраста. Похоже, что такая же динамика происходит и в диаде терапевт - клиент во время LI®-сессий причем терапевту не нужно знать подробности жизненного нарратива клиента. Исследования привязанности показывают, что надежно привязанные люди имеют связные жизненные нарративы, лучше способны к саморегуляции и воспитывают своих детей, которые становятся надежно привязанными взрослыми. Мы обнаружили, что надежно привязанные терапевты с целостными Я-системами получают значительно лучшие результаты при использовании LI®-тераппии, чем менее целостные терапевты.

 

Повышение согласованности в Я-системах клиентов, которое мы наблюдаем в результате терапии Lifespan Integration®, отражается в улучшении их способности регулировать свои эмоции, а также в повышении согласованности их автобиографических повествований. В ходе LI®-терапии клиенты часто осознают, что некоторые воспоминания, которые они записали в списки ориентиров для воспоминаний, изначально были расположены в неправильном порядке. По мере продвижения терапии они корректируют свои списки ориентиров, улучшая точность хронологии, и часто заполняя пробелы в воспоминаниях. Дэниел Сигел (1999) говорит, что "способность разума создавать такую глобальную карту себя во времени и различных контекстах - иметь аутоноэтическое сознание - является существенной чертой интеграции, которая может продолжать развиваться на протяжении всей жизни". Сигел продолжает: "Интеграция — это не функция Я. Это то, чем Я является".

 

В 2020 году, когда я подвожу итоги нейробиологии LI®, наше понимание функционирования нервной системы и мозга все еще ограничено. Мы не до конца понимаем, как происходит обмен энергией и информацией между людьми в рамках взаимоотношений. Мы не до конца понимаем, как память хранится и восстанавливается в системах тело-ум. Нейробиологи все еще пытаются понять загадку сознания - что такое сознание, где оно находится и кто мы такие. Духовные традиции задавались этими же вопросами на протяжении тысячелетий. За последние тридцать лет наши инструменты для изучения мозга и нервной системы прошли долгий путь, но все еще остаются довольно примитивными. Возможно, у нас никогда не будет всех ответов, а возможно, они нам и не нужны.

Лесные деревья

ССЫЛКИ

 

Schore, A.N. 1994. Регулирование аффекта и происхождение самости: Нейробиология эмоционального развития. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

 

Schore, Allan N. 2003. Affect dysregulation and disorders of the self. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: W.W. Norton and Company, Inc.

 

Сигел, Дэниел Дж. 1999. The developing mind: Toward a neurobiology of interpersonal experience. New York, NY: The Guilford Press.найти на этом сайте в разделе "О LI" > "Исследования".

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Международный сайт: lifespanintegration.com®

 

Информация об обучении Lifespan Integration в разных странах вы найдете на сайте lifespanintegration.com® “Trainings” (В России обучение не проводится с 2021 года)

 

Дополнительная информация об LI (исследования, статьи, книга, отзывы и другое): lifespanintegration.com® > About LI

 

Каталог терапевтов: lifespanintegration.com® > Find a Therapist

 

Русскоязычные терапевты: https://lifespanintegration.com/directory/ru/

 

Контакты: https://lifespanintegration.com/contact-us/